В рамках деловой программы VIII Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2021 и Кубка по рационализации и производительности на сессии «Лучшие практики решения кадровых вопросов для инвестиционных проектов» участники обсудили практики решения таких проблем в российских регионах и поговорили о новых инструментах и образовательных технологиях, которые помогают подготовить нужных специалистов.
Сессию открыла исполняющая обязанности министра инвестиций и развития Свердловской области Елена Хлыбова, которая высоко оценила потенциал образовательных учреждений в Свердловской области, вместе с тем подчеркнув необходимость формирования системного подхода в вопросах обеспечения квалифицированными кадрами инвесторов региона: «Сегодня мы обсуждаем важную для нас тему, поскольку мы крупный промышленный регион РФ. В этой связи хотела бы отметить хороший потенциал образовательных организаций Свердловской области. Надо сказать, что у нас в регионе формируются элементы крепкой системы по подготовке кадров. Мы регулярно пересматриваем перечни профессий, которые могут потребоваться нашим инвесторам. Ввели механизм целевой подготовки специалистов. Используем методы прямого взаимодействия работодателя и учебного заведения с целью подготовки персонала под запрос бизнеса. Безусловно, подобное ручное управление – это, конечно, хорошо. Но хотелось бы решать такие вопросы на системном уровне. Нужно сделать так, чтобы наши инвесторы знали, куда обратиться, чтобы в определенное время получить работника по конкретной специальности, обладающего практическими навыками».
Исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяна Кансафарова поддержала коллегу, согласившись, что образовательная система в регионе динамично развивается и готова подстраиваться под нужды бизнеса. Однако, по ее словам, в области необходимо наладить системную профориентационную работу: «Действительно образовательная система стала более гибкой, мы регулярно увеличиваем бюджетные места для обучения рабочим профессиям, места целевого набора, но на эти места нет людей, которые бы хотели учиться. Это говорит о важности профориентационной работы, основная цель которой — рассказывать, как круто работать на промышленном заводе, а не в салоне связи».
Генеральный директор ООО «Ворлдскиллс Сервисес» Андрей Пивинский в своем выступлении обозначил инструменты, которые разработало Ворлдскиллс Россия для подготовки кадров под нужды работодателя, один из которых — корпоративный стандарт: «Документ разрабатывается непосредственно с представителями предприятий и является, по сути, комплексным инструментом, определяющим список умений и требований, которые предъявляет компания к потенциальному работнику. Он призван сшить разрыв между выпускаемыми специалистами и конкретными рабочими местами. Это необходимо для того, чтобы работодатели не тратили свои ресурсы на переучивание кадров. Более того, благодаря наличию корпоративного стандарта предприятия могут напрямую сформулировать запрос в систему профессионального образования, модернизировать систему подготовки и учебную программу под задачи компании, а также готовить сотрудников с определенным набором навыков и компетенций».
Директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Курячий поделился своим мнением, как обеспечить инвестиционные проекты кадрами: «Мы приходим к пониманию, что необходимо создавать систему опережающей подготовки, с одной стороны, включающую службы занятости, а с другой — активно вовлекающую систему профессионального образования. При этом важно это делать на двух уровнях. Сегодня существует достаточно много инструментов, которые позволяют понять, какие компетенции будут востребованы в ближайшем будущем. Однако у тех же центров занятости нет трудовых ресурсов, чтобы строить такие прогнозы. Именно поэтому мы планируем на пилотных территориях внедрять систему прогнозирования таких потребностей. Другой вектор развития — это работа с СПО в области кадрового обеспечения конкретных инвестиционных проектов. При этом я хочу напомнить, что сегодня большую популярность имеет идеология life learning. Поэтому задача для работодателей не только брать сотрудников со студенческой скамьи, но и повышать квалификацию людей старшего возраста. На это не нужно так много времени, как в случае с молодежью».